Дети, которых не хотели

С какими проблемами сталкиваются нежеланные дети уже во взрослой жизни? Во-первых, такой ребенок как бы получает родительское предписание «не будь» или «не живи». Это сообщение из эго-состояния родителя, передаваемое своим детям в результате обстоятельств их собственных психологических проблем.

Желанный ли вы ребенок? Хотели ли вас ваши родители? Важен ли был для них пол ребенка? Иногда ответы на эти вопросы помогают увидеть свои проблемы совсем иначе. Какие они, дети, которых не хотели? Как это сказывается на их самоощущении и самовосприятии? Какой отпечаток оставил этот факт в их отношениях с собой и с другими?

Нежеланный ребенок

Психологическими проблемами нежеланных детей занимается много направлений в психологии – транзактные аналитики, через анализ предписаний «не живи», семейные системные терапевты через анализ взаимодействия ребенка и системы, в которую приходит ребенок, а также психоаналитики, которые анализируют среду, в которую попадает новорожденный — насколько она была благоприятной или враждебной.

В категорию «нежеланных» детей попадают не только дети, родители которых настаивали на аборте. Сюда также попадают дети, которых не хотел один из близких родственников (бабушки, дедушки, старшие сестры и братья). Помимо этого, категорию «нежеланных» детей попадают дети, родители которых ожидали ребенка другого пола, и это почему-то было очень важно.

Как складывается их судьба? С какими проблемами сталкиваются такие дети?

Предписание «не будь» или «не живи»

Предписания – это сообщения из родительского эго-состояния Ребенок передаваемых своим детям вследствие обстоятельств их собственных (родительских) психологических проблем (Мэри М. Гулдинг).

Для ребёнка оно может звучать завуалировано, например «если бы ты не родился, я бы смогла развестись с твоим отцом, который меня бил». Иногда это может быть прямое откровение «мы не хотели тебя рожать, мы были слишком молоды для этого».

Пример: Клиентка 36 лет, вспоминает «моя мама, когда мне было лет 7 как-то разоткровенничалась и сказала: «Вот твоего брата (старшего) мы планировали, а ты у нас незапланированный ребенок, я даже думала сделать аборт. Но сейчас я не жалею».

Взрослый, услышав такое послание может интерпретировать его так: «я не хотела тебя рожать, но родила и теперь я так люблю тебя и совсем не жалею, что родила». Однако ребенок, особенно 7-летний, интерпретирует его по-другому «старшего брата я хотела, я тебя нет» или «я не хотела, чтобы ты пришла в этот мир».

Представьте, что вам, уже взрослому говорят «ты знаешь, я не хотел звать тебя на свой день рождения, но решил, ладно, пусть приходит. И сейчас я не жалею, что позвал тебя». Как ощущения? А теперь умножьте это на 1000 и вы получите то, что чувствует нежеланный ребенок.

Очень важно учитывать, что чем меньше возраст ребенка, тем более «буквально» он понимает эти «послания» и последствия посланий могут проявляться по-разному, когда он вырастает:

Первое – когда такой ребенок взрослеет он пытается доказать свою нужность и значимость. Он как бы говорит осмотрите какой я хороший, меня не зря родили.

Такие дети стараются хорошо учиться ради своих родителей, участвуют в различных конкурсах и олимпиадах. Завоевывают призы. Но есть важное отличие, между ребенком, которому нравится предмет, по которому он участвует в олимпиаде и ребенку, который участвует в олимпиаде исходя из другой мотивации — когда их спрашиваешь уже во взрослом возрасте: «Вы сами этого хотели?» Ответ, как правило такой: «я хотел, чтобы родители поняли, что я молодец», «я хотела, чтобы мама поняла, что я лучшая». Другие дети, чтобы доказать свою нужность могут использовать другой вариант – взваливать часть взрослых обязанностей на себя, чтобы когда-нибудь услышать «не зря я тебя родила, вот какой помощник растет».

Во взрослой жизни этот сложившийся паттерн поведения также выражается в том, что человек продолжает доказывать свою «нужность» уже всем остальным значимым другим из своего окружения.

Второе —  чувство, которое сопровождает таких детей – это чувство собственной «никчемности» и апатия.

Это связано с тем, что сколько бы ребенок не старался получить признание родителей, что его не зря родили, внутри него всегда будет жить чувство , что изначально его не хотели и поэтому он постоянно должен «оправдывать» свое существование, однако такое постоянное «оправдание» истощает психологические  ресурсы человека и приводит к апатии, и ощущению «бессмысленности» своего существования.

Третье – глобально низкая жизненная энергия. У них нет сил жить. Это те, кто быстро смиряется.

Часть таких детей как бы соглашается с тем, что им не место на этой земле.  Их, как правило, сопровождает страх за свою жизнь и одновременно подсознательное стремление не быть, не жить.

Четвертое – чувство вины. Оно бывает «фоновым» и не привязанным ни к какому конкретному событию, но в своих воспоминаниях клиенты как правило помнят это чувство, просто не могут  объяснить причину его возникновения.

Отдельно необходимо уделить внимание  среде, в которую попадает нежеланный ребенок.

В некоторых случаях такая среда может быть открыто враждебной, а в некоторых («приличных» семьях) завуалировано враждебной. Начиная с первых дней жизни ребенка – контакта с мамой во время кормления, смены подгузников, укачивания, ребенок будет сталкиваться с этим невербальным посланием через прикосновения, тембр голоса, взгляд и время, которое с ним проводят близкие. И уже тогда у ребенка может закрепиться установка, что «мир враждебен» и  «миру нельзя доверять».

Стадии, которые проходит клиент в  терапии:

Как правило в начале терапии Клиент не осознает, что этот факт из его жизни является таким важным для терапии. И когда мы проясняем это событие, а также значимость полученных предписаний, у клиента запускается процесс, который проходит несколько стадий (очень похожих на стадии горевания, но не совсем).

  1. Непонимание, недоумение – как все это может влиять на то, что я чувствую сейчас? На этой стадии терапевту важно пояснить клиенту значение этого важного факта в его жизни. Очень часто на этой стадии Клиент начинает вспоминать какие-то свои детские чувства, которые он испытывал, но не понимал почему, например чувство вины, или желание непременно услышать, что он «нужный».
  2. Обида.
  3. Апатия и бессмысленность – зачем меня вообще родили???
  4. Поиск смысла: я все равно докажу, что меня не зря родили. Здесь поднимается гнев и злость, и желание «выйти за рамки» нуклеарной семьи.
  5. Принятие: нахождение другой силы – божественной или законов мироздания. Это экзистенциальная область «Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно». Принятие факта, что рождение не может быть случайным событием и в этом есть смысл. И этот смысл гораздо глобальнее, важнее и шире, чем просто заслужить любовь родителей.

Для тех, кто хочет поглубже познакомится с чувствами детей, которых не хотели, я выкладываю эссе, написанное о своих чувствах одним из «нежеланных детей».

Моя альтернативная жизнь

Когда-то Я была точкой. 

В этой точке соединились чувства моих родителей.

Возможно, это была любовь, возможно влюбленность, может быть страсть и, в худшем случае, это было чувство необходимости исполнить супружеский долг.

Благодаря какому — то из этих чувств появилась Я.

Скорее всего, сначала появилось то, что мною станет. Эмбрион, зародыш.

Моя мама была очень озадачена узнав, что Я появилась,

потому что Я появилась внепланово, вне-плана.

Я не вписывалась в тот план, который был составлен на ближайший отрезок их с папой жизни.

Наверное, сначала Мама подумала, что проблема сама собой как-нибудь исчезнет. Рассосется.

Возможно, она ждала какое -то время.

Но проблема осталась — Я.

Мама пошла на прием к врачу. Врач поздравлял ее, радовался.

Мама не разделяла его чувств. Она думала, размышляла, взвешивала.

Вечером родители говорили обо мне. Они спорили. Решался вопрос о Жизни, дать мне ее или нет.

Им казалось, что они решают именно этот вопрос — дать или нет.

Для Меня вопрос стоял по-другому — отберут у меня   Жизнь или нет.

Я затаилась. Я старалась ничем не выдать своего присутствия.

Мне казалось, что можно спрятаться и про меня забудут…

Как будто бы меня и не существует…

А когда Я стану чуть больше, ко мне привыкнут, и, может быть оставят жить…

Это не сработало.

Ранним утром Мама встала и пошла к врачу. Решать проблему.

«Сохранить нельзя. Уничтожить.»

Точка была поставлена.

Точка в этом месте — это Приговор. Конец.

У эмбрионов нет адвокатов. Суды присяжных не могут им помочь.

Право распоряжаться их жизнью находится у одного единственного человека.

Для людей, которым дали шанс родиться, эмбрионы всего лишь сгусток клеток.

А после аборта эмбрионы становятся биологическим мусором.

Так Я стала мусором, трэшем.

Как будто Меня и не было.

Ни имени, ни пола, ни-че-го…

Даже слез.

И места в семейной фотографии.

Никто из родных никогда не узнает, что Я была.

Моя жизнь измерялась неделями, но разве от этого она перестает быть Жизнью?

***

В моей реальной жизни мне посчастливилось родиться.

Мама не пошла к врачу решать свою проблему.

«Сохранить. Нельзя уничтожить.»

В том споре точка была поставлена в другом месте.

Благодаря этой точке Я живу.

Я дышу.

Я существую.

У меня есть имя и пол. Я женщина.

Только иногда Я спрашиваю себя, почему я не люблю утро?

Почему мне часто страшно за свою жизнь?

Почему я чувствую себя мусором, как будто Я не достойна жить?

Почему я считаю, что Другие более достойны, чем Я?

Много вопросов рождается в моей голове.

Но я могу ответить себе только вопросом на вопрос:

«Может быть у тех других не было «альтернативной жизни»? …»

Автор Елена Ахунзянова 

Тематические подборки видео https://course.econet.ru/live-basket-privat в нашем закрытом клубе 

Весь свой опыт мы вложили в этот проект и теперь готовы поделиться секретами. 

  • СЕТ 1. ПСИХОСОМАТИКА: ПРИЧИНЫ, ЗАПУСКАЮЩИЕ БОЛЕЗНИ
  • СЕТ 2. МАТРИЦА ЗДОРОВЬЯ
  • СЕТ 3. КАК ПОХУДЕТЬ РАЗ И НАВСЕГДА
  • СЕТ 4. ДЕТИ 
  • СЕТ 5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ОМОЛОЖЕНИЯ
  • СЕТ 6. ДЕНЬГИ, ДОЛГИ И КРЕДИТЫ
  • СЕТ 7. ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
  • СЕТ 8.ОБИДА
  • СЕТ 9. САМООЦЕНКА И ЛЮБОВЬ К СЕБЕ
  • СЕТ 10. СТРЕСС, ТРЕВОГА И СТРАХ
jacarandaclub