«Роль школы — сформировать основу, на которой можно построить любое здание»

Вопрос о том, что традиционная система образования уже не отвечает запросам времени и не способна дать ребенку необходимый комплекс знаний, который позволит ему в дальнейшем двигаться в правильном направлении, уже набил аскомину. Безусловно, вопрос сложный и многогранный, на который нет однозначного ответа.
О «школе мечты», подходах к обучению, об альтернативах в системе образования мы поговорили с Натальей Искорцевой-Кунской.

Наталья — мама троих детей, HR-директор TUT.BY, соучредитель частной средней школы Stembridge.

 

— Почему подходы к обучению в традиционной общеобразовательной школе не позволяют современному школьнику в полной мере раскрыть весь его потенциал?

— Выскажу свое личное мнение. Что такое потенциал? Это таланты и способности, которые могут развиваться. Я глубоко убеждена, что потенциал есть у каждого. Но чтобы его раскрыть, необходимы несколько условий: должна быть такая среда, в котором определенный талант/способность могут развиваться, и этот талант должен быть нужен там, где он может быть раскрыт.

А какие таланты нужны в традиционной школе? Нужны ли там свободное мышление и высказывание своей точки зрения? Когда в классе 30 (плюс-минус) человек и 45 минут на урок, в рамках которого нужно проверить у всех домашнее задание, объяснить новый материал, отработать его и записать домашнее задание на следующий урок?
Или нужна коммуникация и умение выстраивать сеть знакомств (тот самый нетворкинг)? Когда классы пересекаются в коридорах на пять минут (где ни зон отдыха, ни общей деятельности) или несколько раз в году на школьных соревнованиях или ярмарках — и снова по классам с соревновательным моментом?

Или нужно в школе критическое мышление? Чтобы на уроке ученик во время объяснения нового материала мог сказать – а я на youtube видел, что по последним исследованиям это уже не так, а вот так…? То есть, мне кажется, что в силу своего устройства, традиционная школа больше не учитывает всего разнообразия современной жизни, а потому не может ни заметить, ни актуализировать, ни дать ту самую среду для раскрытия потенциала всех школьников.

Фото с сайта www.sciencebeyond.org

— Многие родители, понимая это, ищут ей альтернативу. И нужно отметить, что частных учебных заведений (особенно в столице) с каждым годом становится все больше. Каждое из них позиционирует себя как уникальное в своем роде, способствующее развитию у ребенка естественного интереса к познанию нового, формированию креативности, творческому мышлению. По каким критериям лучше выбирать частную школу для своего ребенка? На что обращать внимание?

— Меня часто спрашивают: «А что вы посоветуете?» или «А что вы скажете о такой-то вот школе?», на что я обычно отвечаю: «смотря какие у вас цели». Есть школы, где веганское питание и полная свобода у ребенка. И для кого-то — это именно то, что нужно. А есть школы, где занятия с утра до самого вечера, многочасовые домашние задания, три иностранных одновременно и все предметы углубленно – и своя целевая аудитория тоже у них есть. Мое мнение, в первую очередь родителям предстоит решить, чего они хотят от школы. Это может быть просто счастье каждый день. Или гарантия высоких баллов на ЦТ. Или роскошные стены-техника-мебель … Но лично я радуюсь, когда для родителей важны педагоги – ведь именно они много часов рядом с детьми. И когда они важны не только как функция («сколько у него/нее олимпиадников/дипломов/публикаций…?»), а как целостные личности и проводники для ребенка в мир знаний и навыков («покажите, как он/она общается с детьми», «а как он/она строит свои занятия?», «а как к учителю дети относятся?» …). А еще мне кажется важным такой критерий, как ценности: чем живет школа, какие у нее принципы и почему именно такие (чтобы понять, что декламируется и как школа по-настоящему живет). И все это создает атмосферу. На мой взгляд, важно к ней прикоснуться, побыть в ней, чтобы сделать выбор.

Основные критерии при принятии решения о выборе школы для детей: цели, ценности, педагоги. И не только на уровне красивых слов, но и по ощущениям тоже смотреть (ведь дети живут в мире чувств очень органично).

Фото с сайта www.steam-school.com.ua

— Какой подход к обучению используется в вашей школе?

— Во-первых, чему учим? Знания и навыки формируем сквозь призму полезности и интереса. Вектор на STEM (Science — наука, Technology — технологии, Engineering — инженерия, Mathematics — математика), но не забывая о гуманитарном цикле дисцплин. Плюс так называемые мягкие навыки (эффективная коммуникация и командная работа, эмоциональный интеллект, осознанность и разрешение конфликтов, риторика и навыки публичных выступлений и презентаций своих идей, конструктивной аргументации и переговоров). А также развиваем мышление – формируем навыки креативного и критического мышления и принятия решений в условиях неопределенности.

Во-вторых, как учим: деятельностный проблемно-ориентированный подход; метапредметность: интеграция разных дисциплин в исследовательские и творческие проекты; межвозрастное взаимодействие; дизайн-мышление и решение нестандартных задач.

А также важный момент: мы учим посредством того, как живем, собственным примером. То есть, если мы говорим о командной работе, то мы — учителя и администрация школы — именно как команда живем и работаем. Если говорим об уважении – это тоже работает во все стороны и каждую секунду. А если — про критическое мышление, то поощряем сомневаться и находить аргументы, а не верить учителю на слово. И это не только на уроках. Целостность жизни в школе – это важный для нас момент.

И последнее, но не менее важное. Мы уверены, что каждый человек уникален. И задача школы – помочь каждому ученику найти свои сильные стороны и зоны интереса и научить развивать их и выстраивать на них свой дальнейший жизненный путь.

Фото с сайта www.steamcraftedu.com.

— Как осуществляется система контроля качества усвоенных знаний с условием требований Министерства образования?

— В плане контроля очень много уже изобретено для нас – это мы и используем. А вот принципиальный момент, о котором есть смысл поговорить – это про оценки. Знаете же эту фразу, которую дети часто произносят с опущенными руками: «уже выставлено в журнал…»?

Для нас очень важно было уйти от такой фатальности в оценке, переведя это в динамику и качественную обратную связь. То есть оценка – это обозначение того, какой объем знаний был усвоен или какой объем материала обработан. И если ученик хочет повысить оценку (которая обозначает результат его труда), то он/она знает, что конкретно и в какие сроки нужно сделать. Так ученик, во-первых, видит результат своего труда и, во-вторых, может сам влиять на этот результат.

— Часто приходится слышать жалобы о том, что экзамены в вуз и экзамены в школе по одному и тому же предмету не имеют ничего общего между собой. Зачастую родителям одиннадцатиклассников приходится нанимать репетитора (-ов), чтобы подготовиться к сдаче вступительных экзаменов. Дает ли обучение в частной школе качество знаний, достаточное для поступления в вуз без помощи репетитора?

— Я поступала в вуз почти 20 лет назад – уже тогда многим были нужны репетиторы. И к сожалению, ситуация только усугубляется со временем. Но может быть по-другому. При использовании более современных технологий обучения, при работе со внутренней мотивацией и целеполаганием и, банально, при большем количестве времени, которое учителя могут уделить каждому ученику, я уверена, наши дети смогут обходиться без репетиторов. И на своем наработанном в школьный период багаже знаний и навыков смогут поступить в любой вуз. И совершенно не важно, какой вуз и где он находится.

Фото с сайта www.hamiltonbuhl.com.

— Значительная часть старшеклассников, учась в традиционной школе, не задумывается о своем будущем, о будущей профессии. Как обучение в частном учреждении может помочь ребенку более осознанному отношению к себе, своему будущему, близким?

— Вот ключевой вопрос – за него отдельное спасибо! Сейчас объясню.

Для начала, позволю себе немного не согласиться – в части того, что старшеклассники не задумываются о будущем. Задумываются. Но им очень сложно, потому что мир сейчас меняется с невероятными скоростями. Каждый год уже появляются новые профессии: биомедик и биоэтик, урбанист-эколог, системный био-технолог, специалист по кулинарным коммуникациям, оператор медицинских роботов, кибердетектив, менеджер образовательных траекторий, диджитал археолог, IT-евангелист, марчар, нейролингвист, специалист по human design… Со всех сторон говорится о том, что нашим детям придется освоить и сменить до 10 профессий за жизнь. Так что речь уже не идет о том, чтобы в юношестве сделать судьбоносный выбор, кем быть во взрослой (=настоящей) жизни. А, скорее, с чего начать и в каком направлении двигаться. Когда мир нестабилен и будущее неизвестно, человеку очень важно быть самому по себе устойчивым и целостным. И умеющим жить в социуме, каким бы он ни был (человек – социальное существо). И в этом – основная роль школы сейчас: сформировать тот самый базис, фундамент, на котором потом можно будет абсолютно любое здание построить. Этот фундамент – это основные навыки 21 века, которые состоят из базовой грамотности, компетенций, и качеств характера.

27.06.2018

Источник: mamochki.by

jacarandaclub